Изначально режим света был один - просто свет. Затем появилось разделение на ближний и дальний, которое продержалось на машинах долгие десятилетия. В нынешнее время на рынке существует множество вариаций световых решений, посему я попытаюсь разобраться в них и донести до вас.
Я сразу опущу решения на базе свечей, ламп накаливания и рефлекторного ксенона, приступлю к самому вкусному. Взглянем на схему от Hella.
И так с 1999 года начинается внедрение биксеноновых линз со шторкой. Переключение ближний/дальний реализуется падающей шторкой, отсекающей часть света и формирующей светотеневую границу.
Это относительно простое решение до сих пор не используется большинством производителей даже в галогеновом варианте. Я очень рад что сейчас наметилась тенденция применять монолинзы, пусть даже и галогеновые.
С тех пор в биксеноновых линзах многое изменилось - материалы и форма отражателя, форма обработки стекла и вид шторки, но принципиальная схема осталась всё той же - два режима ближний и дальний. Сравните модуль 2003 года и модуль 2011 года производства:
С 1990 году начал разрабатываться проект в котором описываются различные типы движения и освещения адаптивного света (Adaptive Frontlighting Systems - AFS). Заложены рамки на светораспределение и интенсивность в данных режимах. Ознакомиться можно здесь. Eureka Project 1403 AFS

Параллельно с разработкой проекта на рынке было представлено решение Advanced Frontlighting Systems (AFS) заключающееся в установке биксенонового модуля на поворотное шасси с 2003 года.
Данное решение позволило сделать движение на неосвещённых участках дорог более комфортным и безопасным.
К примеру схема работы данной системы на машинах BMW - как видно контроллер поворачивает линзы на разный угол, учитывая скорость движения, величину поворота руля и другие параметры.

Как ни странно, но подобная система до сих пор очень актуальна, ведь производители научились подключать интеллектуальный дальний, когда благодаря камерам автомобиль сам выключает дальний свет при появлении попутных или встречных машин.

Но данное решение имеет существенные ограничения - оно не умеет изменять светораспределение на дороге - делать пучок света шире или уже. Поэтому следующей ступенью стало внедрение Full AFS с 2006 года. В данном решении вместо шторки применяется барабан с определёнными выборками, либо набор из нескольких шторок как в решении Automotive Lighting (Bosch). Из других компонентов автомобиля это наличие камер для обнаружение трафика и других приспособлений, заложенных производителем.
Привнесло это решение множество режимов работы света:
1. Городской режим широкой заливки обочин (до 50 км/ч).

2. Динамическую дополнительную подсветку в сторону поворота (до 70 км/ч).

3. Режим противотуманного света - когда свет фар опускается и старается заглянуть под туман (до 110 км/ч).

4. Ближний поворачивающийся свет для автомагистрали (около 90 км/ч) - правая фара чуть приподнимается, улучшая освещение обочины.

5. Ближний свет для автомагистрали - сужение светового потока и увеличение дальности (от 110 км/ч).

6. Дальний свет с автоматической активацией/мягким переключением на ближний.

7. Автоматическое переключение света с правостороннего на левосторонее движение благодаря спутниковой навигации.

И многое другое что предложено стандартом и/или закладывается производителем автомобиля.
Заметьте что даже после начала применения светодиодных модулей - Hella продолжает разрабатывать и использовать ксеноновые модули. Яркий тому пример - Touareg NF с его обновлённой интеллектуальной ксеноновой линзой.
И так на ксеноне я пожалуй закончу и начну рассказывать про светодиодные фары.
В 2008 году Hella представила светодиодную оптику для Cadillac Escalade, в которую была заложена модульность - когда множество отдельных источников света формируют отдельные участки освещённости, а в сумме это даёт единую статичную картину ближнего или дальнего света.
В последствии в 2010 году технология эволюционировалась в новую систему формирования света, так называемая matrix beam - формирование света множеством отдельных источников света. Эта технология даёт производителям немыслимую свободу формирования светового пучка и имеет полное отсутствие подвижных частей.
А благодаря вспомогательным системам и программному обеспечению в ближайшем будущем появятся системы выцепляющие из дорожной обстановки опасные элементы к примеру пешеходов, животных.
Понятно что такой производитель как Hella идёт впереди планеты всей, но что предлагают покупателям другие производители?

BMW для формирования светодиодного светового пучка использует светодиоды и отражатели без линз. И её адаптивное освещение выглядит следующим образом:
А Honda продвигает своё видение светодиодной технологии под названием Jewel Eye. В данном случае это вариант Hella 2008 года где несколько отдельных элементов создают статичную картину ближнего/дальнего света. Замечу что за бортом 2014 и про адаптивность даже нет речи!
Вот в принципе в трёх словах о том что было и что есть на данный момент времени. Здесь я не рассматривал вспомогательные системы в виде подсветки поворота дополнительными секциями фары или туманкой, я хотел поделиться основным источником света и тем, как он формируется.
5 января 2014 в 11:07

На главную